В 2010 году в Беларуси введено в эксплуатацию около 6 млн. 700 тыс. кв.метров жилья, или 96,3 процента к годовому заданию. При этом, несмотря на то, что в прошлом году у граждан выросла доступность для строительства жилья в целом, и в первую очередь за счет роста средней заработной платы, в различных регионах республики рост цен на жилье составил от 12 до 20 процентов. Что касается планов на 2011 год, то в текущем году стоит задача не только не допустить увеличения стоимости строительства жилья, но даже снизить ее, пишет Недвижимость Белоруссии.
В 2010 году строительные организации Беларуси чуть-чуть не дотянули до выполнения запланированных к вводу объемов жилищного строительства. Так, в прошлом году в республике планировалось ввести в эксплуатацию 6 960 тыс.кв.метров общей площади жилья, фактически же было введено 6 700 тыс.кв.метров, или 96,3 процента от годового задания. Как отметил на пресс-конференции Александр Горваль, начальник управления жилищного строительства Минстройархитектуры, «цифра была весьма напряженной, к ней стремились, но немного не дотянули». Полностью с заданиями справились Брестская, Гомельская и Минская области. Все остальные области и г.Минск в той или иной степени недовыполнили задания, уточнил А.Горваль.
В 2010 году на жилищное строительство использовано около Br12 трлн. инвестиций. И это цифра оказалась значительно больше по сравнению с прошлым годом. В общем объеме инвестиций средства населения составили 35,1 процента, кредиты банков – 53,7 процента.
К слову отметим, как сообщило информационное управление Нацбанка Беларуси, 27 января на расширенном заседании Правления банка было заявлено, что в прошлом году только льготных кредитов на строительство жилья банки выдали на общую сумму Br6,76 трлн., что на Br2,2 трлн., или почти в 1,5 раза, больше, чем за 2009 год. Совокупная же задолженность населения по всем кредитам на строительство и приобретение жилья к 1 января 2011 года достигла Br15,8 трлн., что в 1,5 раза больше по сравнению с началом прошлого года.
В 2010 году в республике вместо запланированной к вводу 781 квартиры социального пользования построено 952 квартиры, что составило 122 процента к плану. Для многодетных семей при задании 3510 квартир введено в эксплуатацию 4553 квартиры, или 130 процентов. Для отселения граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, при плановом задании 599 квартир фактически построена 981 квартира.
Если говорить об индивидуальном жилищном строительстве, то, по словам А.Горваля, в прошлом году в республике введено 1 млн. 939 тыс.кв.метров общей площади индивидуальных жилых домов, что составило почти 29 процентов от общего объема ввода жилья в целом в республике.
В многоквартирных жилых домах в городах введено в строй 3 млн. 809 тыс.кв.метров жилья, в том числе для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, построено 86,8 процента жилых помещений от общего объема жилья.
В сельских населенных пунктах введено 2 млн. 578 тыс.кв.метров жилья, или 124 процента от общего задания.
На создание (реконструкцию) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки, включая районы индивидуальной застройки, в 2010 году, с учетом заданий на 2011 год, использовано Br2,2 трлн.
Если говорить о соотношении средней заработной платы и стоимости квадратного метра жилья (параметр, который определяет доступность жилых помещений), то, как отметил начальник управления жилищного строительства Минстройархитектуры, в декабре месяце прошлого года стоимость квадратного метра жилья для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, строящих жилье с господдержкой, составила Br1 млн. 551 тыс. То есть получилось, что при средней заработной плате в декабре 2010 года Br1 млн. 595 тыс. 800 это соотношение составило чуть больше единицы. Если же взять, к примеру, стоимость жилья, построенного за счет всех источников финансирования, то соотношение средней заработной платы и средневзвешенной стоимости квадратного метра жилья составило чуть меньше единицы – 0,98. Это говорит о том, подчеркнул А.Горваль, что доступность жилья для населения в прошлом году выросла, и в первую очередь за счет роста средней заработной платы. Тем не менее, несмотря на это, рост цен на жилье в различных регионах республики составил в прошлом году от 12 до 20 процентов.
Дотянет ли Минск до плана?
Как рассказал А.Горваль, в текущем году в республике планируется ввести 7500 тыс.кв.метров жилья. И это на 800 тыс.кв.метров больше по сравнению с 2010 годом. Поэтому задача перед стройкомплексом Беларуси стоит непростая. Как и в прошлом году в многоквартирных домах в городах планируется ввести до 80 процентов жилья для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В республике сохраняется проблема со строительством индивидуальных жилых домов. А все «потому, что не всегда граждане могут получить льготный кредит для строительства дома при выделении им земельного участка. При предоставлении льготных кредитов существует своя очередность», – уточнил А.Горваль. Поэтому в этом направлении придется работать и в текущем году.
В связи с тем, что пока в республике не достигнут устойчивый баланс между уровнем доходов населения и стоимостью квадратного метра жилья, перед Правительством Беларуси поставлена задача не только по сдерживанию в 2011 году стоимости строительства жилья, но даже по его снижению.
Что касается г.Минска, то на 2011 год в столице запланировано ввести в эксплуатацию 1 млн. 200 тыс.кв.метров жилья. В последующие годы, с учетом развития ближайшего пригорода, эту цифра планируется ежегодно увеличивать на 50-100 тыс.кв.метров.
На первом месте – производительность и эффективность строительства
Для решения непростой задачи по недопущению увеличения стоимости строительства жилья Правительством Беларуси, Минстройархитектуры и также рядом других заинтересованных министерств и ведомств будет приниматься ряд мер.
«Я всегда говорил осторожно на эту тему – о соответствии стоимости строительства тем экономическим условиям, которые существуют в государстве. Но сейчас задача поставлена более жестко: не просто не допустить увеличения стоимости строительства, но даже ее снизить», – сказал А.Горваль, отвечая на вопрос автора публикации, какие же меры будут предприниматься для снижения стоимости строительства жилья?
В первую очередь, надо не допускать производственных потерь, которые сегодня есть в строительстве, и их надо снижать, сказал начальник управления. Кроме того, по его словам, необходимо применять новые технологии в строительстве, машины, оборудование, материалы и т.д., которые способствуют ускоренному процессу строительства. Повышая производительность труда, будут сокращаться сроки строительства, которые также сказываются на стоимости строительства, сказал А.Горваль. «Не так быстро она растет (от автора: речь идет о производительности труда), как нужно было бы при той численности строителей, который сегодня работают в стройотрасли, и при тех темпах ввода жилья, которые планируются», – уточнил начальник управления.
Кроме прочего, продолжится система регулирования цен на строительные материалы и изделия, производимые в Беларуси. Большое внимание при строительстве домов будет уделяться инженерно-транспортной инфраструктуре, благоустройству, озеленению территорий. Ведь затраты на эти составляющие строительства также сказываются на стоимости квадратного метра жилья. В данной связи А Горваль отметил, что в конце 2009 года было принято постановление Правительства № 983, которым определено, что все затраты на инфраструктуру, благоустройство и озеленение должны покрываться за счет ресурсов либо местных бюджетов, либо республиканского бюджета, либо бюджетов соответствующих министерств и ведомств. Но пока эта норма действует не в полной мере.
Среди других предполагаемых мер А.Горваль назвал такие меры, как установление предельных уровней стоимости квадратного метра жилья, недопущение изменения сроков строительства домов, переработка проектов в ходе строительства, усиление контрольных функций и ряд других.
Требования к застройщикам ужесточат
Для того чтобы выполнить плановые задания по вводу в строй жилья, а также наращивать темпы жилищного строительства, с целью оказания господдержки гражданам, не способным за счет своих денежных средств построить жилье, в прошлом году был принят ряд законодательных и нормативно-правовых документов, методик и инструкций. Среди них – указы Президента № 120 от 1 марта 2010 года, № 617 от 30 ноября 2010 года, постановления Правительства и Минстройархитектуры. Данная работа будет продолжена и в текущем году.
Как проинформировал начальник управления жилищного строительства Минстройархитектуры, в настоящее время подготовлен очередной проект указа по долевому строительству жилья №396. В частности, в документе планируется ввести «систему регистрации договоров долевого строительства, для того чтобы создать очередной барьер для недобросовестных застройщиков». Кроме того, предлагается осуществлять «страхование долевого строительства в отдельных элементах его осуществления, а также возврат средств дольщикам, которые относятся к категории нуждающихся и имеют право на использование господдержки, в случае если фактическая стоимость объекта оказалась ниже, чем договорная цена, которая применялась при заключении договора долевого строительства с гражданином».
Как отметил А.Горваль, с данным проектом указа перекликается и проект постановления Совета Министров, которым определены дополнительные критерии, которым должен соответствовать застройщик при строительстве жилья, для того чтобы максимально защитить интересы граждан. «Он содержит перечень параметров организационного характера, экономического, профессионального, которые надо будет выполнять застройщику, прежде чем ему предоставят возможность и право привлекать средства граждан для организации жилищного строительства», – рассказал начальник управления.
В прошлом году Минстройархитектуры принято постановление № 28, которым увеличены нормативы предельных уровней кредитования при предоставлении гражданам льготных кредитов примерно до 20 процентов. По словам А.Горваля, в настоящее время в данное постановление готовятся изменения, которые, в частности, предполагают при строительстве жилых домов использование повторно применяемых проектов. Кроме того, документом предусмотрено увеличение предельных уровней стоимости строительства 1 квадратного метра для индивидуального жилья, и в первую очередь для многодетных семей.
Планируется внести изменения и в закон о системе строительных сбережений, который уже внесен в Национальное собрание и весной текущего года готовится к первому чтению. «Главная концепция закона состоит в том, что процент на вклады в системе жилищных строительных сбережений выше, чем общие депозиты, а процент кредитования несколько выше, чем тот, который сейчас предоставляется гражданам, состоящим на учете нуждающихся», – сказал А.Горваль. Кроме того, участникам системы стройсбережений предоставляется возможность приобретать за эти средства жилье по государственно регулируемым ценам.
просмотров новости: 8927
Комментарии
Отправить новый комментарий