Какие преобразования ждут столицу?

Дата публикации: 20 мая 2010

Восемь вопросов о будущем столицы главному архитектору города Виктору Никитину. Когда закончилась война, население белорусской столицы составляло всего 40 тысяч человек, сегодня - в 47 раз больше. Главный город страны - это огромный и стремительно развивающийся организм. Чтобы его рост не был стихийным, градостроители тщательно планируют его развитие. Нынешний Генеральный план, который разработан до 2030 года, уже подготовлен, согласован и утвержден указом Президента. Вместе с руководителем комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома Виктором НИКИТИНЫМ мы развернули план и обсудили детали грядущих преобразований.

 

1. Сносить будем. Но без фанатизма!

 

Посмотрите: территорий много, идет плотная застройка. Все ведущие градостроители Европы, которые приезжают к нам, отмечают, что сама структура города просто идеальна, и мы не испортили ее за последние годы. Но надо констатировать: в городе существуют большие территории с индивидуальной жилой застройкой - это около 25 процентов территории, более 14 тысяч домов. Мы думали их сносить, но после общественного обсуждения, а в нем приняло участие более 8 тысяч человек, поняли, что некоторые районы (Лошица, ул. Орловская) можно сохранить. Люди почувствовали вкус к индивидуальному строительству. Когда будем разрабатывать проекты застройки, то определим, какие дома снесем, какие - нет. Понятно, что капитальные дома, те, к которым подведен газ, канализация, трогать нецелесообразно. А вот ветхое жилье будем сносить в первую очередь.

 

2. Новые жилые районы уже в 2011 году

 

Мы активно выходим за кольцевую автодорогу: первые два жилых района Щемыслица и Дегтяревка начнут осваивать уже в следующем году. Это не будут просто спальные районы. Постоянная миграция жителей из одной части города в другую - это не очень хорошо. Какой будет застройка? В основном у нас 9-12-этажные дома. Мы не пойдем путем Москвы и Санкт-Петербурга, где типовая застройка превысила 16-22 этажа. В основу мы ставим ландшафтные возможности территории: если рельеф не ярко выражен, то мы обычно делаем равномерную застройку и выставляем акценты. Застройку жилого района Каменная Горка закончим за 3-4 года.

 

3. Город обзаведется еще одним кольцом

 

Лет через пять нынешней кольцевой автодороге, возможно, придадут статус общегородской скоростной магистрали. Новое кольцо появится через 5-8 лет; оно нужно, чтобы транспорт, который сейчас идет через город, шел в объезд. Кольцо пройдет на расстоянии 10-15 км от МКАД.

 

4. Телебашня - не слишком технологично

 

Одно время в районе “БелЭкспо” планировалось построить телебашню. Она должна была “парить” над ландшафтом. Но от проекта отказались. И не потому, что это некрасиво, а потому что технически лучше запустить спутник, чем возводить башню.

 

5. Кольцо из городов-спутников

 

В перспективе в пределах 50-километровой зоны вокруг столицы должно появиться несколько городов-спутников. Это правильное теоретическое направление: мы должны выносить туда промпредприятия и новые жилые районы. Но тут два пути движения: либо брать предприятие и размещать в уже существующих городах, например в Смолевичах, либо действовать по принципу, знакомому еще с советских времен. Жодино как родился? Там построили крупный автозавод, а затем он “оброс” инфраструктурой. Наверное, это более правильный подход. Ясно одно: если мы в районах-спутниках не создадим условия лучше, чем в Минске, или хотя бы аналогичные - то туда никто не поедет.

 

6. Площадь столицы увеличится почти в два раза

 

К 2030 году Минск разрастется до 54 кв.км, в то время как сейчас он занимает около 33 кв.км. Мы должны будем иметь население не более 2 миллионов и ежегодно строить около 1,2 млн кв.м жилья. Эти параметры - основа развития города. На них нанизывается все остальное: транспорт, социальная инфраструктура, объекты спорта и образования. Для города этот генплан знаковый, потому что мы считаем, что больше территориально город развиваться не может, потом он превращается в систему мегаполисов, а это уже совсем другая структура... Мы выступили с инициативой - и все ее поддержали - включить примыкающие со стороны Минского моря массивы в городскую черту. Это уникальное явление.

 

7. Старый Минск и пешеходные улицы

 

Сейчас в историческом центре, на площади в 70 гектаров, ведется большая работа. Осталось привести в порядок Раковское предместье, район улиц Интернациональной, Комсомольской, Революционной. Идет проектирование Минского замчища. Поверьте: через 5-6 лет центр города вы не узнаете. Многое было разрушено в прошлом, но пришло время восстанавливать. Как создали “с нуля” часть старой Варшавы после войны. В ближайшее время будет решен вопрос с пешеходным статусом Верхнего города - для транспорта закроют территорию от гостиницы “Европа” до Кафедрального собора. Что касается проекта преобразования ул.Карла Маркса в пешеходную... Это надо делать тогда, когда она будет “нашпигована” объектами социальной инфраструктуры на первых этажах - магазинами, кафе и так далее. Но здесь есть большие отрезки с административными зданиями. Сегодня нам важнее сделать пешеходным исторический центр, в районе площади Свободы.

 

8. Чижовка станет культурным центром

 

Во всех крупных городах есть так называемые культурно-этнографическо-ландшафтные зоны. Мы решили создать что-то подобное в Чижовке. Там строится новый зоопарк и осталась территория в 36 гектаров вдоль русла реки. Сейчас разрабатываются инженерные сети. Здесь появятся рестораны, кафе, музей техники, настоящие подворья и старые фермы - целый “город в городе”, напоминающий этнографический остров-заповедник Скансен в Стокгольме. Одновременно в Чижовке будет построен супермаркет и крупный спортивно-развлекательный комплекс. Мы начинаем проектировать гостиницу и высококачественный жилой район. К чемпионату мира по хоккею 2014 года будет построена развязка на кольцевой - дорога, примыкающая в районе улицы Ташкентской к МКАД.

 

Кстати

 

Генеральный план можно посмотреть на официальном сайте Мингорисполкома (minsk.gov.by) в разделе “Строительство и жилье”.

просмотров новости: 7607


Комментарии

Отправить новый комментарий